Чугунная задвижка используется как запорный механизм для открытия или закрытия трубопроводного канала, где перемещается рабочая среда. Свойства металла и механизм задвижки допускают применение в системах, где происходит перекачка нефтяные продукты, жидкости, пара, масел с температурами до 225 С и максимальным давлением 1,6 мПа. Благодаря элементарному принципу работы задвижка считается одной из самых надежных.

Для перекрытия воды или пара при помощи вращательного движения опускают металлическую пластину в перепендикулярно направлению тока среды в трубе, постепенно уменьшая скорость потока. Конструкция чугунной задвижки как и любой другой запорной арматуры имеет предел прочности, который указан в технических характеристиках. По сравнению со сталью или другим видом металла чугун обладает большим запасом прочности, поэтому задвижка из черного металла получила широкое распространение в крупных магистральных трубопроводах и промышленности.

Чугун – основной материал корпусных изделий .

Во время монтажа задвижка может находиться в двух возможных положениях. На горизонтальном трубопроводе соосно с магистралью, а маховик и шпиндель смотрят вертикально вверх. При вертикальном расположении трубы шпиндель "смотрит вдоль горизонта", корпус задвижки находится "плашмя". По классификации чугунная задвижка относится к категории ремонтопригодных изделий.

Строение механизма

Главные детали задвижки:

  • чугунный корпус
  • втулка с резьбой
  • фиксирующие крышки
  • диски
  • сальниковый фланец
  • уплотнительные кольца
  • съемный клин
  • маховик и шпиндель

Учитывая, что задвижка работает с высокотемпературной рабочей средой под большим давлением, ее корпус хорошо загерметизирован. Первая защита расположена между корпусным фланцем и крышкой и выполнена в виде паронитовой прокладки. Ее допускается заменять на резиновую, если транспортируемая рабочая среда не выше 90 °C. Работы по герметизации также касаются места, где шпиндель соприкасается с крышкой. Здесь, в сальниковом отсеке, делают набивку, которая прикрепляется несколькими болтами. В качестве набивки используют специальный материал АЛ. Благодаря верхнему уплотнению сальниковый узел разгружается, если задвижка находится в открытом положении. Затвор – это конструкция из шиберов с внутренним расположением шпинделя, на конце которого съемный клин. Для остановка жидкости или газа на задвижках с механическим управлением происходит ручным способом, при этом вращают колесо-маховик по ходу часовой стрелки. В результате вращения в момент поступательного движения втулки с резьбой шпиндель получает толчок и движение, которое, в свою очередь, передает на шиберы. Не допускается применять различного рода приспособления для создания эффекта рычага, так как можно превысить предельные значения затяжки, указанные техническими условиями. При заворачивании маховика до конца шибер встает в крайнее положение и обеспечивает плотное перекрытие трубопровода.