Крепежом называют функциональные детали для неподвижной фиксации частей различного оборудования и механизмов. К этой категории относят: шуруп, гайку, винт, болт, шпилька, шайба, штифт, глухарь, шплинт, заклепка и многое другое.

Крепеж классифицируют не две основные подгруппы:

  1. Общий или универсальный крепеж. Используется в любой промышленной отрасли без специализированного назначения.
  2. Крепеж специального назначения — детали, которые применяются в узкой профессиональной области (к примеру, в автомобильном или железнодорожном транспорте). Такие крепеж подходят только для определенных механизмов или оборудования и обладают специальными техническими характеристиками.

Для монтажа двух участков трубопровода используется фланец, который, в свою очередь, стыкуется при помощи фланцевого крепежа, состоящего из гаек, шпилек, болтов и шайб.

Болт — классический крепеж в виде резьбового стержня и шестигранной головкой на одном из концов.

Гайка — круглая деталь с отверстием и внутренней резьбой. При монтаже фланцев между собой гайка навинчивается на шпильку или болт. После затягивания на оси крепежа гайка удерживает шкивы, подшипники и другие элементы от сдвига и перемещения.

Шайба — кольцеобразная металлическая деталь, устанавливаемая под головку винта или гайку. Ее предназначение увеличить опорную площадку, если поверхность металла неровная, на фланце присутствует нестандартное или удлиненное отверстие под гайкой, а также на стыке требуется прижать между собой мягкий и жесткий материал. Существует несколько видов шайб. Они снижают перекос гайки при затяжке, герметизируют соединение, препятствуют осевому смещению и самоотвинчиванию болтов, экономят время при смене фланцев.

Шпилька — крепежный элемент в виде стержня из металла с резьбой с обеих концов. Во время монтажа один конец шпильки вставляется в соединяемую часть детали, а другая часть прижимается и только после этого с двух сторон заворачиваются гайки.

Все требования к крепежным деталям указаны в государственных стандартах. Каждый крепеж соответствует определенному фланцевому соединению и работает при номинальном давлении, а выбирают его в зависимости от характеристик транспортируемой рабочей среды.